В мае – июне 2014 года в городе Барнауле Алтайского края складывалась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Как следствие Главное управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и действий комитета ЖКХ г. Барнаула гражданам РФ было отказано в помощи, а именно в получении жилищных сертификатов в результате стихийного бедствия.

Гражданам РФ возвращались документы на получение государственного жилищного сертификата. При этом им было разъяснено право на защиту своих интересов в суде общей юрисдикции с исковыми требованиями о признании право на государственный жилищный сертификат с указанием обоснования размера его площади. В связи с чем доставляло дополнительные финансовые затраты и терялось драгоценное время.

Что же необходимо знать гражданам РФ оказавшись в такой жизненно важной ситуации?

На основании Постановления администрации Алтайского края вводится режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы, и в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, 07.06.1995г. Правительством Российской Федерации издано Постановление N561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (далее – Постановление №561).

Согласно п. 1 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

В силу абзаца 2 п. 2 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористических актов правомерными действиями.

Из приведенных положений законодательства следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 № 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

В соответствии с абзацами 1, 5 п.6 названного Порядка, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее — список).

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Согласно п. 7 Порядка внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 г. N 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» пункт 7 Порядка дополнен абзацем, согласно которому внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается.

Иные подготовительные действия, выполняемые на уровне муниципалитетов, представляют собой процедуру сбора документов для составления указанных списков.

На территории Алтайского края органом, уполномоченным по работе с государственными жилищными сертификатами, является Главное управление строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2009 г. №158, Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 г. №55.

Таким образом, для возникновения права на получение государственного жилищного сертификата необходимо установление следующих фактов:

утрата жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия; отсутствие иного жилого помещения для проживания;

факт регистрации собственника и членов семьи в жилом помещении по месту жительства; постоянное проживание в жилом помещении в период чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2015 N 213 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» указанная норма дополнена словами «но не более общей площади утраченного жилого помещения».

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий:

 постоянное проживание в утраченном жилом помещении;

 регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

В соответствии с п.2 Постановления №561 (в редакции от 12.03.2015г.) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Поскольку список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, был сформирован без включения множества граждан, то мы пришли к выводу о том, что такие нарушения могут распространяются и 2018 году.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права после паводка 2018 года, можете обратится к юристу Чаузову Артему Евгеньевича.

P.S. Получение соответствующего сертификата представляет собой не улучшение жилищных условий граждан, а восстановление и защита их личного имущества (единственного), которое существовало на момент чрезвычайной ситуации.

Ссылка на оригинал

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: ««Паводок 2018» — как получить жилищный сертификат при утрате жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий?» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.

Похожие публикации

Продвигаемые публикации